:: Главная » Новости ВЭД »  

ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ (СТАТЬЯ)

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1566

"Магистр-Контроль", версия 926

"Магистраль", версия 380

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1335

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1325

"Магистр-Информ", версия 1195

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

29 мая 2012


Таможенное администрирование (статья)



Продолжаем разбирать «дорожную карту» по перестройке российского таможенного администрирования, предложенную Агентством стратегических инициатив.


Предлагаемыми мерами планируется более чем наполовину сократить перечень документов, необходимых для таможенного оформления внешнеторговых операций. Если в 2012 году для оформления импортной поставки по данным экспертов АСИ требовалось 10 документов, то после реализации реформы количество сократится до 4. На канале экспорта вместо 8 документов - останется 4. Сроки подготовки документов должны снизиться с 36 дней до недели, резко должна упасть и цена оформления внешнеторговой поставки. Контрольные показатели, на основании которых будет рассчитываться эффективность проводимой реформы, прямо заимствованы из методики Всемирного банка. Ежегодно, эта авторитетная организация оценивает рейтинг инвестиционной привлекательности государств.

Для реализации сокращения сроков таможенного оформления уже с середины 2012 года планируется широкое распространение предварительного информирования и использования этих сведений в системе управления рисками. С начала 2013 года решение о выпуске должно приниматься по автоматической технологии. К середине 2013 года из списка документов, необходимых при таможенном оформлении планируется исключить внешнеторговый контракт, платежные документы и документы, свидетельствующие о статусе декларанта. Собственно эти меры логично вытекают из повсеместного внедрения технологии электронного декларирования. Однако столь оптимистичные планы моментально могут разбиться в пыль из-за несовершенства системы обмена информацией с таможенными администрациями других стран. Само по себе предварительное информирование, передаваемое в таможенный орган участником ВЭД, не несет в себе объективную информацию, так как исходит от одного источника. И в научном мире и в разведывательной деятельности давно уже принято оценивать объективность информации только после ее перепроверки из независимых источников.

Самый классический пример – это экспортные декларации страны отправления. Да, действительно они могут предоставляться самим участником ВЭД, однако, например, в случае с Китаем главой российского представительства ФТС в КНР было заявлено, что более 90% таких деклараций не выдерживают проверки через базу данных таможенной администрации Китая. Следовательно, строить систему управления рисками на информации, поступающей в рамках предварительного информирования от одного источника, по крайней мере, неразумно. В то же время при наличии объективной информации от таможни страны отправления такой поставке можно смело присваивать высшую степень надежности и выпускать товар в кратчайшие сроки. Отметим, что такое утверждение будет справедливым только при наличии прямой поставки. Если страна отправления, страна происхождения товара и торгующая страна в предъявляемых сведениях – разные, то, по крайней мере, корректную ценовую информацию от таких сведений получить затруднительно.

Следующей мерой, призванной ускорить прохождение таможенного оформления, по мнению экспертов АСИ должно стать обеспечение излишнего дублирования документации на бумажных носителях. Такое дублирование должно быть исключено уже к сентябрю 2012 года. Это решение можно только приветствовать. Тем более что никаких препятствий для электронного обмена информацией внутри страны (а в перспективе и внутри Таможенного союза) не существует. В отличие от обмена информацией с таможенными органами зарубежных стран обеспечить электронный документооборот между контролирующими органами внутри одной страны достаточно просто. Для этого нужна просто политическая воля, и, не побоимся этого слова – хороший пинок ответственным лицам.

К началу 2014 году у участников ВЭД должна появиться возможность подачи электронной декларации на товары в любую уполномоченную таможню. Система удаленного выпуска товаров должна быть широко развита и позволять избегать физического присутствия. В дополнение к данной мере хотелось бы кардинального усовершенствования самой системы подачи деклараций на товары в электронном виде. В качестве примера можно привести систему сбора и подачи статистических форм для перемещения товара внутри Таможенного союза. В настоящее время эта система развернута непосредственно на сервере ФТС и позволяет работать с данными, не прибегая к услугам сторонних провайдеров информации. Верификация данных в таком случае может осуществляться с помощью систем электронной цифровой подписи. В настоящее время Ростелеком уже начала выдавать носители с электронной подписью всем желающим гражданам России.

Удовольствие это недорогое и сам носитель обойдется всего лишь в 600 рублей. Сам факт выдачи электронно-цифровой подписи полностью бесплатен. Таким образом, человек получает «цифровое» удостоверение личности, которое вполне может использоваться для общения с государственными структурами. Не существует никаких преград для расширения сфер действия выдаваемых ЭЦП и на операции во внешнеэкономической области. Подтверждение личности подписанта осуществляется посредством выданной электронной подписи, а должностной статус (например «директор ООО «Ромашка») подтверждается записью в едином государственном реестре юридических лиц – ЕГРЮЛ, ведущийся налоговым органами.

Интересная мера предложена и в области регулирования деятельности складов временного хранения – СВХ. До января 2013 года планируется ввести государственное регулирование стоимости услуг данных организаций. Достаточно логично, особенно учитывая, что одной из организаций, ответственных за введение такого контроля обозначена Федеральная антимонопольная служба – ФАС. Ни для кого не секрет, что основное достоинство рыночной экономики – конкуренция – с треском расшибается об картельные сговоры, что наглядно подтверждает ситуация на рынке нефтепродуктов или мобильной связи.

В дальнейшей перспективе, к 2020 году планируется наделение таможен, работающих непосредственно на пунктах пропуска, полномочиями по выпуску товаров. Такие права существуют и сейчас, однако к исходу десятилетия выпуск в МАПП должен будет производиться в обязательном порядке, а досмотр товаров на границе осуществляться при наличии информации о транспортировке запрещенных к свободному обороту товаров. Для этого к 2014 году в МАПП должна быть оборудована современная инфраструктура, которая должна включать в себя неинтрузионные методы контроля, автоматизированную систему учета транспортных средств, интегрированную с банками данных других ведомств. Таким образом, на долю приграничных таможен, по сути, остается только выявление поставок с риском незаконного оборота запрещенных товаров, а вся фискальная составляющая по обложению и изъятия таможенных пошлин при импорте переходит на этап оборота товаров внутри страны.

Уже к концу 2012 года импортные товары, подлежащие ветеринарному и фитосанитарному контролю должны выпускаться на автомобильных пунктах пропуска за 70 минут, в 2013 году за один час, а к 2020 году за 20 минут. Если же товар не попадает в фокус системы управления рисками, то в 2015 году он будет выпускаться за 10 минут, а в 2020 году – за 5-7 минут. На железнодорожных пунктах пропуска в 2013 году срок выпуска должен составить 2 часа. Аналогичный срок – выпуск в 2 часа определен и как цель при таможенном оформлении товаров, перемещаемых любыми видами транспорта и во внутренних таможнях. Естественно, при таких крайне ограниченных сроках не будет идти никакой речи о столь популярной ныне корректировке таможенной стоимости. Во всяком случае, при растаможке товара непосредственно на границе на это просто физически не хватит времени.

К началу 2013 года участник ВЭД вообще должен быть исключен из процесса обмена информацией о наличии разрешительных документов и валютного контроля. К сентябрю 2012 года вся информация о пересечении товарами таможенной границы в любую сторону и уплате таможенных платежей должна быть в полном объеме в электронном виде поставляться в налоговые органы. Сами же таможенные платежи к середине 2013 года должны уплачиваться в течение двух недель после выпуска товаров, а сам выпуск производиться под финансовые гарантии уполномоченных банков. Сам механизм генеральной гарантии должен быть разработан уже к началу 2013 года.

Исходя из предоставленного проекта не совсем понятно, как же в таких условиях таможенные органы будут администрировать таможенные платежи. То есть выставить-то требование они конечно смогут, но вот реальных рычагов по взысканию таких платежей у них не будет. Финансовая гарантия – это отлично, но из рук таможенников убирается самый большой козырь – задержка в выпуске товаров. Судебные же процессы по установлению истинной суммы платежей, подлежащих уплате могут затянуться на неопределенный срок. По всей видимости, такое решение стало отголоском идеи по передаче всей полноты обязанности по обложению товарооборота пошлинами и налогами в одни руки – а именно в налоговые органы. Такая идея была озвучена в отношении энергоносителей – и, вполне возможно, такая практика может быть распространена и на всю номенклатуру товаров. На долю таможни останутся только высокорисковые поставки, угрожающие перемещением товаров, запрещенных или ограниченных к обороту. Собственно же финансовая составляющая оборота, вся цепочка ценообразования будет отслеживаться налоговыми органами, чтобы исключить в ней присутствие компаний однодневок, на которых «осаждается» неуплата НДС и других налогов при последовательных перепродажах и другие незаконные схемы «оптимизации» налоговых и таможенных платежей.

На сегодняшний день даже обмен информацией между ФНС и ФТС выстроен из рук вон плохо. Также неизвестно, какой из вариантов развития таможни будет принят руководством страны за основу и насколько будет велико противодействие различных групп чиновников новым веяниям.


Оригинал публикации на сайте "cargo.ru"


назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024