:: Главная » Новости ВЭД »  

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК (СТАТЬЯ)

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1566

"Магистр-Контроль", версия 926

"Магистраль", версия 380

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1335

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1325

"Магистр-Информ", версия 1195

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

23 марта 2012


Либерализация таможенных проверок (статья)



В феврале текущего года представители Таможенной службы России выступили с заявлением о продолжении, начавшейся осенью 2011 года, программы создания благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, путем применения мер по значительному упрощению таможенных процедур для добросовестных участников внешнеэкономической торговли.


Данные заявления получили широкий резонанс и, что интересно, мнения участников ВЭД разделились. Одни восприняли такую тенденцию к либерализации эффективным методом содействия развитию внешнеэкономического оборота, ускорению прохождения таможенных процедур и повышению законности в сфере ВЭД. Другие, напротив, расценили такой ход, как стремление таможенной службы к усилению контроля над участниками ВЭД и тотальным проверкам бизнеса, причем таковых оказалось большинство. Нельзя отрицать, что возложение полномочий по определению добросовестности или недобросовестности на таможенную службу повышает риск проявления коррупционной составляющей внешнеэкономической деятельности, как это было в частности в конце 90-х годов.

Обращает также на себя внимание, что создание благоприятных условий, почему-то затронуло не всех участников бизнеса, а только специализирующихся на определенных видах продукции и товаров, причем упор сделан на либерализацию таможенного контроля над импортом, а не экспортом или в целом за товарооборотом.

Если посмотреть динамику показателей ВЭД за 2006-2011 годы, то видно, что экспорт занимает ведущее положение в структуре (годовой оборот в миллиардах долларах США):

Доля импорта по итогам 2011 года составила 37,8 процентов, экспорта - 62,2 процента.

По словам исполняющего обязанности заместителя главы ФТС России Р.Давыдова, пока нововведения затронут только участников ВЭД, занимающихся ввозом сырья, запчастей и оборудования, используемых в производственной деятельности, а также предприятия, которые осуществляют ввоз автозапчастей, компонентов, агрегатов и узлов, применяемых в промышленной сборке моторных транспортных средств и сопутствующей продукции на территории России. Р.Давыдов обосновал это отсутствием в настоящее время разработанных критериев оценки добропорядочности для остальных участников бизнеса. Но в связи с этим встает вопрос: что мешает применить эти же критерии для остальных предпринимателей?

С одной стороны понятно, что данная категория товаров преобладает в импорте (по данным за 2011 год) и составляет около 50 процентов:

С другой - именно эта категория товаров занимает огромный сектор в структуре прибыли от внешнеэкономической деятельности, а значит слишком велик риск, что за отнесение к “добропорядочным участникам” бизнес готов будет “оплачивать взятками” нужный результат, тем более, что участники ВЭД для облегчения таможенного контроля, в частности досмотра товаров, могут действовать по личной инициативе, а анализ будет осуществлять исключительно таможенными структурами по установленным им же критериями. Говоря о вероятности расширения практики на иные предприятия, Давыдов не стал отрицать, что это возможно. Вместе с тем, представитель таможни ничем иным, как сложностью разработки критериев оценки, причины избирательности сферы деятельности упрощенной системы не обосновал. Правда, многих участников ВЭД, которых данные нормативно-правовые акты не затронули, избирательный подход таможенников даже обрадовал, поскольку применение нововведений представляет таможенным органам слишком большие правомочия по изучению информации о деятельности бизнеса.

Наверное, никто не станет спорить, что добросовестные участники бизнеса действительно заслуживают ускорение и упрощение процедур, но, где гарантия, что статус добросовестных получат действительно достойные участники, и почему, чтобы получить какие-то преимущества, им предстоит пройти жесточайшую проверку.

Есть и еще один момент. По словам Давыдова, в ходе реализации всех мер по упрощению системы таможенного контроля необходимо создать некое подобие электронного досье на участников ВЭД. Данное заявление вызвало множество споров среди участников деловых кругов, многие из которых восприняли это как попытку установления тотального контроля над бизнесом. Не внесло ясности в порядок сбора такого досье и заявление представителей таможенной службы о том, что такая информация будет собираться из открытых источников, тем более, что понятие открытых источников более чем расширительное, и как будет оно трактоваться сотрудниками контролирующих служб, не понятно.

Говоря о порядке применения упрощенных таможенных правил для участников бизнеса, следует заметить, что они были определены еще в сентябре 2011 года двумя приказами ФТС России. Один из них затронул автопроизводителей, другой - промышленные предприятия. На этом, собственно говоря, все и закончилось.

В соответствии с этими приказами именно данные предприятия как участники внешнеэкономической деятельности были определены в качестве наделенных наиболее финансово и трудозатратными процедурами таможенного контроля. После издания этих приказов названные участники оказались фактически выведенными из действия всех таможенных систем управления рисками, а в качестве контроля за ними был сохранен исключительно генератор случайных чисел.

Приказом №1945 был утвержден порядок действий таможенников при сборе и обработке информации для установления степени выборочности, которая будет определять применение мер минимизации рисков участников ВЭД, осуществляющих ввоз автозапчастей и автокомпонентов. Согласно приказу, решение о получении и анализе информации, касающейся деятельности автопроизводителя, принимается руководителем Таможенной службы России, и в данном случае обращение самого автопроизводителя с просьбой об осуществлении анализа становится лишь одним из оснований принятия решения, при этом допускается, что процедура может начаться на основании докладной записки, подготовленной координирующим подразделением. Таким образом, приказом допускается, что инициатором сбора информации может стать сама таможенная служба, при этом анализ будет проводиться по следующим сведениям:

* наименование;
* место нахождение производителя;
* банковские счета;
* действующее соглашение с Министерством экономразвития России о ввозе товаров для промышленной сборке на территории России;
* наличие подтверждения Министерства промышленности и торговли России о том, что ввозимые товары используются в целевом порядке;
* постановка участника ВЭД на налоговый учет;
* наличие или отсутствие специального налогового режима;
* сфера хозяйственной деятельности;
* информация о руководителе и главбухе;
* другие сведения.

Интересно, что в перечне действий, которые правомочны осуществлять таможенники в рамках процедуры, указана и оперативно-розыскная, а в качестве источников информации допускается использование абсолютно любого. В совокупности с правом таможенной службы действовать при проверке по своей собственной инициативе все оборачивается как раз тем тотальным контролем, о котором говорят многие участники ВЭД, сравнивающие данные “либеральные” меры с попытками таможенников на рубеже 90-2000-х годов создать так называемые “черные” и “белые” списки участников внешнеэкономической деятельности, которые ни к чему хорошему, кроме распространения коррупции, не привели.

Второй приказ №1948 затронул те же самые процедурные вопросы только в отношении участников ВЭД, осуществляющих ввоз оборудования, сырья и частей для производственной деятельности. Порядок принятия решения о сборе и анализе сведений, перечень сведений - аналогичные, как и для автопроизводителей.

Как видно, фактически при сборе и анализе деятельности участников ВЭД таможенной службе предоставляется множество полномочий. Что же касается самого перечня условий, в соответствии с которыми можно попасть в “белый список”, то, представляется, немногие реально смогут туда попасть. Что в прочем не противоречит высказываниям Р.Давыдова о том, что действие этих нормативно-правовых актов рассчитано на 37 процентов добросовестных участников ВЭД, которые совершают всего одну-две сделки в год.

В целом же, на сегодняшний момент пока трудно говорить о том, насколько эти, по словам таможенников, либеральные меры станут действительно таковыми, и сколько добропорядочных участников ВЭД решаться на добровольной основе раскрыть фактически всю информацию о себе таможенным органам.


Оригинал публикации на портале "cargo.ru"


назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024