19 января 2022
ОАО «РЖД» принимает меры для снижения количества очередей в портах
Транспортный рынок в конце прошлого года столкнулся с проблемой выгрузки нефтепродуктов в морских терминалах. Во избежание срыва поставок ОАО «РЖД» реализует ряд решений для организации бесперебойного движения нефтяных грузов по сети. Холдинг проводит регулярные встречи с грузоотправителями, где стороны совместно обсуждают текущие проблемы и задачи.
Проблемы с выгрузкой нефтепродуктов возникли в начале декабря в портах Северо-Запада и Дальнего Востока из-за установившихся в регионе низких температур. Под конец 2021 года на сети ОАО «РЖД», по данным холдинга, ежедневно грузилось на 800 вагонов больше, чем выгружалось. Тенденция сохранилась и в начале января, что привело к возникновению отставленных от движения поездов на припортовых станциях.
Для решения проблем руководство холдинга предложило принимать меры совместно со всеми участниками перевозочного процесса. Так, в декабре в ОАО «РЖД» создали оперативный штаб для устранения проблем, связанных с транспортировкой и выгрузкой нефтепродуктов в портах. В него вошли в том числе крупнейшие грузоотправители и операторские компании.
На первых заседаниях стороны договорились организовать мониторинг имеющихся мощностей в портовых терминалах и решили сначала подавать к выгрузке вагоны, которые проще разгрузить, например со светлыми нефтепродуктами, что уменьшит очереди в портах. Также был разработан график подвода поездов таким образом, чтобы на припортовых станциях постоянно находились вагоны, готовые к выгрузке.
Спрос и холод
Одна из причин возникновения заторов – смерзание некоторых видов нефти. Тёмные нефтепродукты, имея большую густоту, из-за низких температур смерзаются, что замедляет процесс выгрузки, пояснял ранее «Гудку» заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» по оперативной работе Сергей Галкин.
Помимо причин технологического характера существуют и природные. По словам заведующего кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Юрия Щербанина, в Азово-Черноморском бассейне, например, в декабре-январе обычно Чёрное море сильно штормит, в связи с чем закрывается Босфорский пролив. Суда, включая танкеры, простаивают по обе его стороны, что вызывает сбой и в работе нефтяных терминалов морских портов.
Свою роль в возникновении заторов сыграл не только погодный фактор. Как рассказал советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис» Владимир Прокофьев, в направлении портов увеличилась отгрузка нефтепродуктов. «Сейчас выгодно отправлять на экспорт нефтепродукты, в том числе мазут. И на эти грузы растёт спрос за рубежом. Соответственно, в порты идут большие объёмы, что в непростых погодных условиях приводит к образованию заторов», – считает Владимир Прокофьев.
Выгрузка под двойным контролем
В начале 2022 года, как сообщают в ОАО «РЖД», ситуация на подъездах к портам улучшилась, однако оставалась достаточно сложной. В январе холдингу пришлось ввести 17 ограничений на погрузку в адреса отдельных операторов морских терминалов и припортовых нефтебаз. В начале года погрузка на сети РЖД в адрес портов выросла на 3,8%, но не все морские терминалы были готовы к таким объёмам. По данным холдинга, средняя выгрузка составляла 58% от их перерабатывающей способности.
Согласно информации с официального Telegram-канала ОАО «РЖД», «ВаниноТрансУголь» на станции Дюанка выгружает 263 вагона в сутки, что вдвое меньше норматива. Порт Посьет выполняет план лишь на 32%, принимая 111 вагонов с углем. Штормовой ветер помешал нормальной работе терминалов на Чёрном море. В порту Туапсе 4 января выгрузили 400 вагонов вместо 1087. Очереди на слив нефтепродуктов по-прежнему сохраняются к терминалам «Импортпищепром» и «Новороссийский мазутный терминал». На станции Лужская «Новые коммунальные технологии» выгружают смёрзшийся уголь грейфером. Получается обработать только 350 вагонов вместо 580. «Портэнерго» сливает 317 цистерн с нефтепродуктами вместо 388, «Усть-Луга Ойл» – 1362 вместо 1412. В их адрес простаивает более 20 поездов с грузом.
«Всё это сдерживает погрузку экспортных грузов и усложняет ситуацию с движением поездов на припортовых железных дорогах. РЖД заинтересованы в скорейшей нормализации ситуации. Находимся в постоянном контакте с портовиками, чтобы помочь коллегам оптимизировать работу. Ведь наша общая цель – продолжать наращивать объёмы перевозок», – говорится в официальном Telegram-канале ОАО «РЖД».
Непростая ситуация с выгрузкой наблюдается не везде. Как рассказали «Гудку» в АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ), несмотря на сложную ледовую обстановку и погодные условия нынешней зимы, ПНТ регулирует выгрузку тёмных нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов. В конце прошлого года ситуация с выгрузкой на ПНТ оставалась в норме, это подтверждали и в оперативном штабе в ОАО «РЖД».
Как считают в ПНТ, основная причина возникновения очередей в портах – несогласованность между грузоотправителем и прочими участниками рынка. Немаловажный аспект – слаженная информационная работа с холдингом. Например, у ПНТ и ОАО «РЖД» действует суточный логистический контроль по выгрузке нефтепродуктов в направлении ПНТ, что позволяет минимизировать влияние неритмичности выгрузки.
По состоянию на 10 января на ПНТ было брошено четыре маршрута с тёмными нефтепродуктами. В компании отмечают, что это хороший результат с учётом сложной ледовой обстановки и погодных условий нынешней зимы. По прогнозам, ухудшений с отгрузкой нефтепродуктов не ожидается.
Отреагировали оперативно
В ОАО «РЖД» подчёркивают, что существующую проблему можно решить только общими усилиями. Холдинг совместно с портовиками разработал графики подвода поездов так, чтобы на припортовых станциях постоянно находились вагоны, готовые к выгрузке. Такая мера принесла положительный эффект, и выгрузка в портах достигла 16,4 тыс. вагонов в сутки, что на 3,2% выше уровня 2021 года и на 7,1% больше, чем в 2020-м.
В сравнении с показателями конца прошлого года оборачиваемость вагонов с нефтепродуктами улучшилась, отмечает член правления компании Rail Go Олег Яценко. «РЖД озадачились урегулированием проблемы с заторами на подъездных путях к портам. Руководство проводило ежедневные селекторы, где с участниками перевозочного процесса обсуждались объёмы погрузки продукции компаний в разных направлениях, а также возникающие проблемы с отгрузкой. Это сыграло положительную роль», – рассказал «Гудку» Олег Яценко.
Несмотря на заторы, погрузка экспортных грузов на сети ОАО «РЖД» в порты достигла абсолютного рекорда в 2021 году и составила 351,1 млн тонн. По данным холдинга, в структуре экспортного грузопотока доля нефтяных грузов – 22%. В адрес дальневосточных портов на 7,3% (до 7,9 млн тонн) выросла погрузка нефтеналивных грузов.
Оригинал публикации на сайте «Gudok.ru»
назад
|