:: Главная » Новости Ж/Д »  

РЖД, СУБСИДИИ, ТАРИФЫ (СТАТЬЯ)

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1566

"Магистр-Контроль", версия 926

"Магистраль", версия 380

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1335

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1325

"Магистр-Информ", версия 1195

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

16 октября 2015


РЖД, субсидии, тарифы (статья)



Неокончательное решение
Субсидирование из госбюджета и тарифы на перевозку грузов уже давно стали больной темой для гигантской корпорации. В 2014 году РЖД, уже традиционно, грозили убытки, но на этот раз очень большие, 100 млрд. рублей. Поэтому глава монополии Владимир Якунин просил президента России Владимира Путина помочь РЖД: индексировать железнодорожный тариф на перевозку выше уровня инфляции, то есть вместо 6% на 10% и выделить дополнительно 45 миллиардов рублей из бюджета. Это почти удалось, тарифы были повышены, деньги предоставлены, правда, на 15 млрд. меньше, чем просил Якунин. В начале 2015 года РЖД ещё ввело экспортную надбавку в 13,4% в рамках "тарифного коридора".

Распространена версия, согласно которой одной из причин увольнения Якунина были завышенные требования РЖД к государству, в плане роста субсидирования, повышения тарифов. Так ли это, точно неизвестно. Однако, грузовладельцы, в том числе очень крупные, выражали недовольство ростом тарифов. Так, в "Русале" заявляли, что за последние десять лет доля транспортных расходов в себестоимости продукции выросла до 17%, привлекательны стали речные и автоперевозки и на расстояние свыше 2,5 тыс. км, хотя грузы «Русала» традиционно транспортировались железной дорогой.

Согласно отчётности по МСФО о деятельности РЖД под руководством Владимира Якунина выручка монополии увеличилась на 11,4%, но за счет повышения тарифов на грузоперевозки, но как РЖД при этом работали, можно посмотреть на диаграмме. РЖД настаивали на продолжении индексации и в 2016 году, уже на 17,7%.

В начале сентября состоялся Восточный экономический форум, на котором уже новый президент ОАО РЖД Олег Белозеров, объявил о том, что в течение полутора лет будет полностью изменена тарифная система РЖД. Но уже в течение трёх месяцев тарифы должны быть введены новые тарифы. Почти в то же самое время был обнародован финансовый план РЖД, в котором предусматривалась индексация тарифов на 10%, и плюс к тому 40 миллиардов рублей субсидий на «поддержание финансовой устойчивости». (Общий размер господдержки железнодорожной монополии составляет 173,6 миллиарда рублей, но это с инвестиционными проектами).

Но Федеральная антимонопольная служба выступила против субсидий РЖД в случае, если будет проведена индексация грузовых тарифов на уровне 10%. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев также выступил фактически против многомиллиардных субсидий. Он заявил, что обсуждать выделение субсидий РЖД в 2016 году можно лишь при индексации грузотарифа на 7,5%, а при 10% — субсидии компании уже не потребуются. Очевидно, возник межведомственный спор о величине субсидий в зависимости от повышения тарифов.

Противники больших субсидий, видимо, оказались более настойчивы. Так, министерство транспорта России хотя и поддерживала и индексацию в 2016 году грузового тарифа РЖД на 10% и субсидии в размере 35-40 миллиардов рублей, но заявила о том, что будет сближать позиции с оппонентами - Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) - до окончательного решения вопроса.

Уже в октябре Олег Белозеров сообщил о том, что ОАО «Российские железные дороги» нужно 22 млрд. рублей субсидий из госбюджета на 2016 год при учете роста тарифов на грузовые перевозки 10%. То есть требуемая у государства сумма субсидий сократилась на 50 млрд. рублей. Позднее появились подробности от А. Улюкаева: субсидированы будут пассажирские перевозки в 2016 году (сумма 60 млрд. рублей), при этом пассажирские тарифы будут проиндексированы на 4%, грузовые — на 10%. Но окончательного решения не принято.

Демонополизация возможна
Увольнение Якунина новость номер один о РЖД, новость номер два – предложение Минэкономразвития о разделении РЖД на две компании - инфраструктурную и локомотивную. Предложение обнародовал директор департамента Минэкономразвития Ярослав Мандрон, который заявил, что структуру РЖД необходимо разделить с помощью внедрения отдельного учета инфраструктурного и локомотивного направлений или выделение локомотивного направления в отдельную компанию, но 100%-ю «дочку» РЖД. МЭР выдвинул своё видение будущего РЖД 7 октября.

На самом деле, это продолжение дискуссии на высшем уровне о выделении локомотивного направления в отдельную компанию. Точка зрения Минэкономразвития РФ изменялась. Так, в 2010 году в МЭР посчитали неоправданной либерализацию услуг локомотивной тяги, ожидаемую независимыми операторами грузоперевозок, сообщил на брифинге замдиректора департамента госрегулирования тарифов. На тот момент существовал "Целевая модель рынка грузоперевозок до 2015 года", в которой декларировались сохранение и единство РЖД в отрасли грузоперевозок и их интеграция с инфраструктурой.

В 2015 году дискуссию оживил президент РФ Владимир Путин, на одном из совещаний в апреле заявив: "Что касается тягового подвижного состава, надо посмотреть, ведь заказы на локомотивы будут дозагружать наши производственные мощности, и частные компании готовы были бы это сделать при условии, что им разрешат использовать их в своей работе". Вопрос либерализации рынка локомотивной тяги Путин поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

В июне директор департамента Минэкономразвития Я. Мандрон говорил о том, что Минэкономразвития выступает за централизованную закупку локомотивов РЖД и пока не видит необходимости в присутствии частных локомотивов на железнодорожной сети. То есть МЭР был против разделения РЖД.

По всей видимости, ситуация существенно изменилась, если в МЭР стали выступать за выделение локомотивного направления, пока в рамках РЖД. Наконец, в октябре, президент РФ Путин заявил о том, что Россия будет двигаться по пути демонополизации в железнодорожном транспорте, назвав неубедительными аргументы сторонников монополии о том, что РЖД не могут или не должны выпускать из своих рук некоторые элементы всего этого бизнеса.

Тот факт, что об этом заявил сам президент, может свидетельствовать о том, что принципиальное решение о демонополизации РЖД принято. В то, что демонополизации могут дать ход, сложно было бы поверить до августа 2015 года. Но теперь, после увольнения знаковой для РЖД фигуры и отказа выполнять растущие требования субсидиям, не вызовет удивления, если история РЖД как монополии подошла к концу.


Оригинал публикации на портале «ChinaLogist»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024