21 августа 2015
Новости соседних государств
АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) запретило подачу всех иностранных приватных порожних полувагонов казахстанским грузоотправителям на всей территории республики. Теперь собственный и арендованный подвижной состав железнодорожных администраций с территории Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении должен следовать через Казахстан только транзитом.
Некоммерческое партнёрство операторов железнодорожного подвижного состава (ОЖдПС) направило в адрес министра транспорта Максима Соколова обращение. Как сообщила в обращении председатель НП ОЖдПС Ольга Лукьянова, из-за ограничения российские компании – собственники грузовых вагонов вынужденно нарушают долгосрочные договорные отношения с казахстанскими грузоотправителями, так как не могут направлять порожние грузовые вагоны на территорию республики. Коллег поддержал и Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), который направил письмо в Росжелдор, ссылаясь на то, что ограничения КТЖ противоречат соглашению о Евразийском экономическом союзе. Согласно документу поставщики из стран ЕАЭС должны иметь равные условия работы с национальными компаниями.
Как пояснил руководитель представительства КТЖ в России Владимир Захаров, речь идёт только о вагонах, которые приходят под погрузку в Казахстан, транзитные могут спокойно направляться в Россию без ограничения в проезде.
«В принципе, как каждая дорога, КЖТ защищает свои интересы в условиях рынка, получая преференции в погрузке своих вагонов и перемещая грузы по территории Казахстана. Если вагоны идут из России, они проводят процедуру погрузки в установленном порядке. Никто им не запрещает въезжать и грузиться», – говорит он.
По оценке Владимира Захарова, конвенционный запрет, как и любой другой, носит временный характер. «Ограничения какой-то период просуществуют, я думаю, не самый долгий. То есть по прошествии времени условия могут быть пересмотрены. И будут сделаны исключения по стратегическим партнёрам. Как и на любой дороге, это те, кто в равных условиях разрешает нам грузить у себя, мы им разрешаем действовать так же», – уточнил представитель КТЖ.
Стремление национальной компании защитить свои интересы вполне понятно. В связи со снижением объёмов грузооборота из-за ухудшения ценовой конъюнктуры КТЖ в настоящий момент проводит антикризисные меры. В частности, оптимизирован бюджет расходов, снижена закупка материалов, топливно-энергетических ресурсов, объём ремонтов и сервисного обслуживания. Также рассматривается вариант введения режима неполного рабочего времени с 1 сентября.
В самом Казахстане российские грузооператоры уже ощутили последствия ограничений. Как прокомментировали «Гудку» в ТОО «ПГК – Центральная Азия» (ПГК-ЦА) («дочка» АО «ПГК», входит в состав UCL Rail), запрет негативно отражается на грузовой работе, так как полувагоны не могут заехать на территорию республики.
«Многие российские заводы пользуются вагонами ПГК. Если какое-то ответное решение не будет принято, это может привести к тому, что многие предприятия в России, которые пользуются нашими услугами, могут остановиться. Также запрет может привести к тому, что движение на узловых станциях Казахстана будет парализовано, они будут забиты порожними вагонами. Должно быть какое-то решение», – отметили в ПГК-ЦА.
Отсутствие угольных составов угрожает энергоснабжению промышленных и жилых районов Свердловской, Тюменской, Пермской и Челябинской областей. Прежде для того, чтобы удешевить перевозку, операторы оформляли два комплекта документов, то есть делили транзитный тариф, теперь им придётся оформлять полный пакет перевозочных транзитных документов. В ПГК-ЦА уточнили, что оформление полного пакета документов выходит дороже, чем при разрывном транзитном тарифе, и дополнительные расходы операторов не могут не отразиться на стоимости грузоперевозок.
В Федеральной антимонопольной службе отказались от комментариев, сославшись на то, что требуется более глубокий анализ ситуации. При этом в ведомстве уточнили, что жалоб по данному поводу к ним пока не поступало.
Как указывает Ольга Лукьянова, подобный «вагонный протекционизм» в целом по всем перевозкам, либо по отдельным видам грузов или по порожним вагонам применяется Казахстаном систематически. Поэтому НП ОЖдПС предложило Минтрансу рассмотреть возможность ответных мер. К примеру, ввести запрет на приём порожних грузовых вагонов, принадлежащих Казахстану, на всей территории России. В свою очередь, представитель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Игорь Соловьёв пояснил, что КТЖ направили телеграмму в РЖД с информацией о том, что ограничения в ближайшее время будут сняты в отношении всех стран. Однако реальные сроки казахстанская администрация не уточнила.
Оригинал публикации на сайте газеты «Гудок»
назад
|