В первом квартале 2013 года доля перевезённых нефтеналивных грузов на Куйбышевской железной дороге составила 64,4% к общему объёму погрузки, что на 3,2 процентных пункта больше аналогичного периода прошлого года.
- В вопросе стабилизации и дальнейшего роста погрузки большие надежды возлагались на нефтяной сегмент промышленности. Какой курс взят крупными компаниями-грузоотправителями?
– Основную часть этого потока обеспечивают девять нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в регионе обслуживания Куйбышевской железной дороги и предприятия по перевозке нефти и оказанию услуг нефтяным компаниям страны по грузоотправлению с пунктов налива нефти – ООО «Транснефть-Логистика» и ОАО АНК «Башнефть».
Наибольшее увеличение перевозок наблюдалось у ОАО «Газпром нефтехим Салават» на 26,0% и ОАО «ТАНЕКО» на 24,6%.
ОАО «Газпром нефтехим Салават» продолжает реализацию масштабной программы модернизации НПЗ для соответствия качества топлива требованиям технического регламента.
В долгосрочной перспективе предприятие намерено увеличить объём перевозок нефтегрузов железнодорожным транспортом. В 2013 году планируется перевезти порядка 4858 тыс. тонн, в 2014 году – 4999 тыс. тонн, а к 2016 году – 6388 тыс. тонн.
На НПЗ ОАО «ТАНЕКО» объём переработки нефтяного сырья достиг порядка 7 млн тонн в год. Планируется, что с вводом второй очереди по переработке нефти производственные мощности увеличатся в 2 раза. Однако пока конкретные сроки ввода не определены.
В долгосрочной перспективе предприятие намерено увеличить объём перевозок нефтегрузов железнодорожным транспортом. Так, в этом году планируется перевезти 6913 тыс. тонн, в 2014 году будет наблюдаться небольшое увеличеение – 6918 тыс. тонн, в 2015 году – 6924 тыс.тонн, а к 2020-му объём перевозок достигнет уже уровня 10812 тыс. тонн.
На Самарской группе заводов ОАО «НК «РОСНЕФТЬ» рост погрузки по отношению к январю-марту 2012 года составил 2,7%. Модернизация производства, проводимая на самарской группе НПЗ, позволила увеличить глубину переработки и наладить производство высокооктановых бензинов и топлива улучшенного качества. В перспективе до 2020 года предприятия будут стабильно производить около 20 млн тонн ежегодно, существенного изменения объёмов перевозок железнодорожным транспортом не прогнозируется.
- Как может повлиять на показатели погрузки начало навигации? Какие механизмы готова задействовать железная дорога для привлечения грузоотправителей?
– С открытием навигации на внутренних водных путях перевозки грузов из Самарского региона, Республик Башкортостан, Татарстан речным транспортом создают реальную конкуренцию железнодорожному транспорту.
В период навигации на внутренний водный транспорт уходят лом чёрных металлов, цемент, строительные грузы.Основными грузами, отгружаемыми с Куйбышевской железной дороги, являются нефть и нефтепродукты. Из девяти нефтеперерабатывающих заводов – четыре в период навигации нефтепродукты отправляют речным транспортом.
Переключение перевозок мазута и газойля на речной транспорт в период навигации (апрель-ноябрь) осуществляют ОАО «НК «Роснефть», ОАО «АНК «Башнефть». Ежегодно компании перевозят водным транспортом около 4 млн тонн грузов.
Так, в навигацию 2012 года ОАО НК «Роснефть» отправила речным транспортом 3,4 млн тонн груза. Соответственно объём перевозок по железной дороге в апреле - ноябре прошлого года оказался ниже соответствующего периода прошлого года на 8%.
Например, ОАО АНК «Башнефть» в навигацию 2012 года перевезло 741 тыс. тонн, что ниже аналогичного периода прошлого года на 15,5% (136 тыс. тонн). Объём перевозок железнодорожным транспортом в этот период увеличился на 3,3% (184,8 тыс. тонн).
ОАО «ТАИФ-НК» и ОАО «Татнефть-Транс» осуществляют перевозку газойля железнодорожным транспортом со станции Биклянь до станций Алань и Круглое Поле откуда перегружается на речной транспорт. Таким образом, объём перевозок железнодорожным транспортом в целом по предприятиям существенно не меняется, происходит только перераспределение погрузки по видам сообщения в пользу внутрироссийских.
В итоге, в период с апреля по ноябрь железная дорога теряет около 300 тыс. тонн нефтегрузов в среднем в месяц.
Кроме нефтепродуктов, речным транспортом отправляют удобрения. Крупнейший отправитель минеральных удобрений ОАО «Куйбышевазот» в период навигации 2012 года перевёз 184 тыс. тонн речными судами.
Таким образом, с апреля по ноябрь объём перевозок ОАО «Куйбышевазот» железнодорожным транспортом снижается на 23 тыс. тонн в среднем в месяц.
- Каким будет прогноз по погрузке на среднесрочную перспективу?
– Сложившаяся ситуация в марте-апреле 2013 года может оказать негативное влияние на итоги работы Куйбышевской железной дороги в 1-ом полугодии, возможно отставание от уровня соответствующего периода прошлого года составит 1,1%.
Однако согласно маркетинговым исследованиям, проведённым ТЦФТО, к концу года возможен прирост погрузки на 2,2% за счёт развития производства и увеличения объёмов перевозок предприятий Холдинга «САНОРС», предъявления к перевозке железнодорожным транспортом во втором полугодии текущего года продукции предприятий ООО «Самаратранснефть-Терминал», ООО «Азия-Цемент».