01 февраля 2023
Государство возместит операторам стоимость изъятого за границей парка
Власти вслед за компенсацией ущерба российским автоперевозчикам от конфискации за рубежом их фур и грузов планируют выделить в этом году 22,3 млрд руб. железнодорожным операторам за вагоны, изъятые на Украине и в Финляндии. Субсидию планируется выделить почти на 10 тыс. вагонов. По мнению аналитиков, если вагонов окажется не намного больше, то средняя сумма в 2,2 млн руб. на вагон вполне адекватна их стоимости с учетом технического состояния.
Минтранс разработал проект распоряжения правительства о компенсации операторам за вагоны, утраченные на территории зарубежных стран.
Таким образом, расчетная субсидия на вагон составит 2,2 млн руб. Субсидии предоставляются на основании конкурса, в котором могут участвовать операторы, не являющиеся иностранным юрлицом или не контролируемые офшорами.
Данное решение не прецедентное. В октябре 2022 года правительство одобрило компенсации автоперевозчикам за незаконное изъятие их транспортных средств и грузов: всего не менее чем 73 автопредприятиям было выделено 1,64 млрд руб. за изъятие не менее 258 грузовиков. Средства также выделялись из резервного фонда правительства.
По информации “Ъ”, указанное в проекте количество вагонов и их ориентировочная стоимость были подсчитаны самими операторами — информация была представлена Союзом операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) в Минтранс.
Глава «Укрзализныци» (железные дороги Украины) Александр Камышин в марте сообщал, что на территории страны находится свыше 15 тыс. российских вагонов, в том числе около 11 тыс. полувагонов, свыше 2 тыс. цистерн, около 600 крытых вагонов, около 160 платформ. В частности, более 3 тыс. вагонов, по его словам, принадлежали компаниям, «которые точно являются российскими», в том числе ГТЛК, «ВЭБ-лизингу», «ВТБ Лизингу», «Газпромтрансу», «Сбер Лизингу». На момент принятия решения Финляндией о прекращении грузового сообщения с РФ на территории страны, по данным местных властей, находилось около 5 тыс. российских вагонов.
В июле агентство Reuters сообщало, что в Финляндии арестовано 856 вагонов, принадлежащих ГТЛК, «Русагротрансу», «Уралхим-Трансу» и «Альфа-Лизингу». Однако торгпред РФ в Финляндии Антон Логинов в декабре сообщил «РИА Новости», что 80% задержанных в стране вагонов удалось вернуть.
По информации “Ъ”, у крупнейших операторов — Федеральной и Первой грузовых компаний (ФГК и ПГК) — вагонов за рубежом не задержано. Globaltrans в сентябре сообщал в отчетности о порядка 3,3 тыс. единиц подвижного состава, преимущественно полувагонов, заблокированных на Украине. По данным “Ъ”, около 850 вагонов были задержаны в Финляндии у «Транс Синергии», около 120 — у «Новотранса» в Венгрии, Словакии и Польше, однако статус возврата неизвестен.
«На текущий момент данный проект постановления правительства пока не прошел стадии согласования с Минфином, но мы надеемся, что субсидии будут выделены, что позволит операторским компаниям восстановить выбывший парк и развивать инвестиционную деятельность,— говорят в Новой перевозочной компании.— Но если оценивать документ по существу, то предложенные условия участия в отборе для операторов, по нашим оценкам, вполне выполнимые». Что касается средней цены вагона, добавляют там, то по формулам будет использоваться пропорция между выделенной субсидией и рыночной оценкой вагона, так как задержаны неравноценные вагоны.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что решение очень правильное, сумма на вагон выглядит адекватной с учетом их возраста и того, что, как правило, на Украину новые вагоны операторы старались не направлять.
Эта мера приходит с некоторым запозданием относительно компенсаций за утраченный за рубежом автопарк, однако и масштаб проблемы больше. Отдельный положительный момент, говорит господин Бурмистров, в том, что компенсация предоставляется безусловно, не в обмен на какие-то действия со стороны операторов — например, закупку новых вагонов.
Оригинал публикации на сайте «Газета Коммерсантъ»
назад
|